Хищники и супермаркеты

Пост-мысль слишком длинный для твиттера, поэтому напишу здесь.

Когда я учился в институте, то в одни из летних каникул устроился подрабатывать контролером в супермаркете. Это было очень познавательно в плане разного рода наблюдений за людьми – например, покупателями, раз за разом (с интервалом примерно в неделю) пытающихся выйти в закрытую стеклянную дверь. Или проститутками, азартно, но безуспешно торгующихся с клиентами и уезжающих на первом утреннем троллейбусе. Или продавцами цветов в местном ларьке, взвинчивающих после часа ночи стоимость на свою продукцию раза эдак в три.

Но самое интересное наблюдение заключалось в том, что число покупателей в торговом зале, оказалось величиной колеблющейся. Исходя из житейской логики оно должно представлять из себя более-менее ровный график с двумя пиками – во время обеда и после работы, что-то вроде такого:

2013-11-18_185843

А на самом деле в течение каждого число посетителей постоянно колебалось с интервалом минут этак в пятнадцать. Смотришь в начале одиннадцатого – пустой зал. Сходил на перекур, вернулся – зал полнехонек. В конце часа – снова никого:

2013-11-18_193740

“То пусто – то густо”, – философски замечала администратор торгового зала Любовь Владимировна. “Волнами народ ходит”, – кивал пожилой охранник, имени которого я не запомнил.

Когда спустя примерно десять лет я увидел модель Лотки-Вольтера, описывающую поведение хищников и жертв в замкнутом природном ареале, то сразу подумал, что она мне что-то напоминает. И только пятнадцать минут назад я понял, что именно. Ну конечно! Замкнутый ареал – это супермаркет. Хищниками в данном случае выступают  покупатели, а их жертвами – свободные корзинки перед кассовыми зонами. Много покупателей в зале -> мало корзинок у входа -> новых покупателей становится мало -> в зале постепенно становится пусто и корзинки возвращаются на место. И так далее.

В час пик модель переставала работать – покупатели заходили в магазин, не обращая внимание на очереди и наличие корзинок. Но в остальное время модель вполне удачно описывала колебания гармонического осциллятора. Не знаю, есть ли в теории массового обслуживания подобные формулы. Может быть, и есть – я ведь все-таки не математик. Но аналогия, тем не менее, интересная.

Посмотрите наглядную визуализацию модели Лотки-Вольтера в замечательной презентации Брета Виктора:

4 Comments

  1. Хех, кто бы мог подумать =) Значит можно увеличить доход этого магазина, найти в чем причина – в количестве работающих касс или в нехватке корзин.

    Правда не понимаю: человек идет в супермаркет, видит что нет корзин или много посетителей и уходит?

Comments are closed.