Real Ivan

 

Герой сегодняшнего интервью – наш бывший соотечественник Иван Заморанов, который сейчас живет в Калгари, Канада и с успехом развивает свой сайт по обучению английскому языку “Real-english.ru. Тема обучения языкам мне особенно интересна – пожалуй, ни в одной области знаний традиционные модели обучения не показывают себя так беспомощно, как в обучении иностранному. Одна надежда на новые методики и способы. А Иван, кажется, предлагает нам кое-что новое…

Иван, откуда появилось желание создать ресурс обучения английскому языку? Чем не устраивали существующие сервисы?

Так а не было никаких сервисов!

История такая: будучи профессиональным джавистом, в начале нулевых решил испробовать силы в вебе, и сваял на досуге сайт нашего выпускного класса. Технологически сайт вышел кривоватым (еще бы, на JSP-то!), но осталось пьянящее чувство безграничной свободы самовыражения в киберпространстве. Не путать с графоманией!

После этого камерного сайта захотелось замахнуться на что-то более глобальное. А что мне было предложить миру? Думал, размышлял, и вдруг осенило – дак, английский же! Прожив к тому времени несколько лет в англоговорящей среде, я прекрасно видел, что тот казарменный английский, что преподают на родине, имеет очень слабое отношение к живому языку носителей.

Быстро окинув взглядом картину наличных англоведческих ресурсов, сразу решил: у меня все будет по-другому. Остальное было делом техники, хотя повозиться, конечно, пришлось, а заодно переизобрести велосипед веб-программирования для Java.

Да Бог с ней, с Java, давай лучше про английский. Так в чем состоял замысел сайта?

Если ты помнишь, соцсетей и коммунальных сервисов в сегодняшнем понимании в ту пору практически не было. Что представлял из себя типичный сайт по изучению английского? Просто нагромождение статического контента: статьи, разодранные по главам учебники, коллекции учебных текстов. На одних сайтах больше, на других меньше, где-то лучше структурировано, где-то хуже, но в целом – везде одно и то же.

У меня же во главу угла был поставлен интерактив и обратная связь. Идея такая: на сайте регулярно появляются задания в фиксированном формате, включающем материалы разного типа – текст, аудио, видео. Изучатель регистрируется и приступает к выполнению заданий согласно инструкции. За работу начисляются баллы, которые, в свою очередь, по мере прогресса транслируются в ученые звания, а передовики при этом получают разные бенефиты.

В реализации данного функционала мне сильно помог самописный жабный движок; на PHP я бы этого не вытянул.

Кстати, давно хотел спросить знающего человека: почему мы все так долго учимся иностранному языку – в школе, институте, часто на работе – но все равно не знаем его в совершенстве? Что здесь от недостатка мотивации, а что – от неэффективных методов обучения?

На мой взгляд, корень проблемы – в необъятности материала, подлежащего изучению. Слишком много инфы нужно прокачать через голову (и другие органы), прежде чем начнешь сносно говорить на неродном языке. По оценкам лингвистов, абсолютный минимум составляет 5000 часов занятий. А теперь посчитай, сколько нам обеспечивает стандартная программа: два часа в неделю, да на сорок недель в год, да на десять лет обучения (школа + вуз) – итого 800 часов. Даже если удвоим это число с учетом домашней работы (хотя кто ее делает!), все равно и близко не выходит.

Кстати, если сделать аналогичные прикидки для учащихся спецшкол, то как раз станет ясно, почему на выходе из программы эти ребята демонстрируют вполне рабочее знание языка.

Другая причина связана с принципиальной неэффективностью массового образования. Именно поэтому нас всюду окружают посредственные врачи, нерадивые управленцы, копи-пастные программисты, переводчики-“надмозги” (c) и пр. Даже если кому-то повезет встретить талантливого преподавателя, безразличие соучеников сведет этот подарок судьбы на нет. Вспомни себя в школе, институте. Что на уме у студента? Дискотеки, амуры, тусовки – все что угодно, только не учеба. Ты можешь искренне тянуться к знаниям, но препод не будет работать с тобой одним – он обязан тащить всю группу, все индифферентное болото.

Но кто-то же добивается результата. В чем, по-твоему, секрет эффективного обучения (безотносительно предмета)?

Думаю, не открою америки, если скажу, что путь к просветлению в чем бы то ни было лежит через фанатичную увлеченность предметом. Надо, чтобы что-то жгло тебя изнутри, занимало все мысли, не давало спать, побуждало рыть инфу, практиковаться через не могу. Без такого драйва ничего не выйдет: экспертами не становятся походя.

Хорошо, ну а возвращаясь к английскому, что конкретно нужно делать?

В изучении языка есть одна специфическая проблема: доступной информации не просто много, а слишком много – так, что полезный сигнал теряется на фоне шума. Учебников – навалом, курсов – немеряно, вебсайты – на любые вкусы, но при этом человек элементарно не знает, за что ухватиться, с чего начать.

“Английский без дураков” в какой-то мере пытается сориентировать изучателя, но он ничего не диктует, ибо это против моих установок, а большинству людей как раз и нужно, чтобы их взяли за руку и провели через все лабиринты языкознания. Я не могу им этого дать, поскольку в этом деле все очень индивидуально, и то, что подходит одному, не обязательно сработает для другого. Один воспринимает информацию через логику, другой лучше улавливает на слух, третьему нужно обязательно увидеть написанное, а четвертому – подавай все через игру.
Поэтому наилучшие результаты дают индивидуальные занятия с репетитором, да не с любым, а желательно с таким, про кого говорят “от Бога” – чтобы и язык знал во всех тонкостях, и методистом был грамотным, и педагогический опыт имел за спиной. Трудно такого найти, но надо, надо искать.
Я сейчас как раз пишу программную статью для сайта – о том, как правильно учить язык. По секрету могу изложить содержание в виду тезисов:
  • осознать, что акцентированная атака продолжительностью 3-4 месяца полезнее вялотекущего бессрочного изучения;
  • на период атаки подчинить задачам изучения все наличные ресурсы, прежде всего временные и финансовые;
  • провести тщательную подготовку, запастись необходимыми офф- и онлайновыми материалами, обеспечить наличие технических средств;
  • найти хорошего репетитора и составить график занятий;
  • замерить свой уровень на входе в цикл;
  • добросовестно отработать цикл, стараясь уделять языку не меньше 20 часов в неделю;
  • померяться на выходе из цикла.
Вот примерно так. Там есть еще масса деталей: о чем говорить с репетитором, как организовать самостоятельную работу и пр., но в целом идея, надеюсь, понятна.
Ну вроде не лишено смысла. А скажи, какую роль в развитии сайта играет сложившееся вокруг него коммюнити? Вообще, кто эти люди и как ты с ними общаешься?
Тут вот какое дело. В чем главная проблема с бумажными учебниками? В том, что читатель остается один на один с вопросами, которые у него неизбежно возникнут. Я думаю, все с этим сталкивались: где-то в тексте чего-то недопонял, не уловил связи; тут бы и задать уточняющий вопрос – ан нет, спрашивать-то некого! В этом плане онлайн предоставляет колоссальное преимущество, и я на сайте стараюсь по максимуму обратить его на пользу делу. Вот навскидку пример обсуждения, где наглядно демонстрируется, как простое с виду задание может вызвать множество вопросов и различных мнений.
Это, так сказать, самоочевидный аспект в формировании комьюнити. Есть и другие – например, элемент соревновательности. Кого-то привлекает перспектива увековечить свое имя на Доске почета, кому-то важно обойти соперника в гонке за звание Активист месяца. При том, что изучение языка – скорее работа, чем удовольствие, эти дополнительные психологические факторы помогают скрасить прохождение процесса, придают ему новые оттенки.
Что мне очень нравится у нас на сайте, это исключительно доброжелательная атмосфера общения – за что я должен сказать большое человеческое спасибо модераторам, старожилам и энтузиастам сайта, которые поддерживают порядок, не давая повода к нарушениям – в полном соответствии с теорией разбитых окон.
Да, я смотрю, у тебя там почти 20 тысяч зарегистрированных. Ну а вообще, какие планы на будущее? В каком направлении думаешь развиваться?
На данный момент возможности развития сайта несколько ограничены тем, что все функции завязаны на меня: ведь он задумывался как авторский проект, так что развлекать публику пока приходится в одиночку. Однако я возлагаю большие надежды на привлечение к работе сайта репетиторов. Пусть помогают новичкам, размещают собственные материалы; чем активнее репетитор, тем выше его видимость. Классическая win-win ситуация: контент и движуха в обмен на внимание целевой аудитории. И в еще большем выигрыше – посетители сайта.
Кстати, это само по себе обещает быть интересным проектом: разворачивание вертикального ресурса в горизонтальный, если можно так выразиться :)
А вообще спасибо за повод собраться с мыслями на этот счет: развиваться, конечно, надо, а иначе обгонят и затопчут.
Иван, спасибо за интервью. Желаю твоему ресурсу взрывного развития, умных студентов и талантливых репетиторов!
Денис, спасибо за пожелания, и отдельно – за приглашение к интервью и интересные вопросы!
Тебе тоже мои самые наилучшие пожелания в новом году. Творческих находок вашему c Ильей видеопроекту Elmanana, ну и побольше интересных лайфхаков на соответствующем сайте!